Ниндзюцу
ЧАСТЬ
1 Кихон-хаппо-но
ката - ката восьми основ
Ката “Восьми основ”
или “Восьми основных (базовых) техник" - третья по важности ката “Тогакурэ-рю
нин- дзюцу". В ее названии скрыто несколько мистических значений, главным
из которых является “Способ (метод) овладения течением Ки”.
Действительно, при работе
над этим ката ученик углубляет и совершенствует свое умение направлять
и пропускать сквозь себя поток Вселенской энергии, одновременно овладевая
новыми для себя базовыми движениями.
Число 8 в метафизике Востока
ассоциируется с бесконечностью. Практически во всех боевых искусствах,
таких, как каратэ, айкидо, кэндо и т.д. присутствуют упражнения, техники
или ката, включающие в себя понятие "Хаппо” - “Восемь методов” или “Восемь
сторон”: Хаппо-ундо в айкидо, Хаппо-кири в кэндо и др.
Считается, что тот, кто
может победить восемь противников, может сражаться с любым количеством
врагов, поскольку более восьми человек просто не смогут приблизиться к
воину одновременно.
Кроме того, “На восемь сторон
света” на Востоке означает “Во всех направлениях”, то есть мастер, овладевший
движениями Хаппо, может действовать во всех направлениях, под любым углом
и т.д. Естественно, что его Ки также распространяется намного более совершенно,
чем при простом выпуске его прямым однонаправленным потоком.
Масааки Хацуми рекомендует выполнять
движения Кихон-хаппо как можно чаще, отмечая при этом, что именно эта ката
дает ученику полное расширение сознания, становясь “источником единой бесконечной
цепи возможностей”. “Любая отдельная техника из восьми техник Кихон-хаппо
должна развиться в восемь или более других техник. Недостаточно просто
уметь выполнять одно ката” - говорит Великий Мастер.
Кихн-хаппо-но ката состоит
из двух меньших форм - Коси-кихон-санпо-но ката и Хосю-кихон-гохо-но ката.
В свою очередь, Коси-кихон-санпо делится на три связки, выполняемых из
трех различных камаэ: итимондзи, хите и дзюмондзи. Основная техника - это
удары китэн кэн, ура сюто, боси кэн, ценпо кэри. Другими словами, Коси-кихон-санпо
- это “ударная” или “жесткая” часть Кихон-хаппо.
Хосю-кихон-гохо состоит
из пяти “мягких” техник: омотэ-гьяку, ура-гьяку, мусо-дори, муса (годзя)-дори
и омотэ-гьяку-цуки. В последнем варианте Кихон-хаппо, представленном Масааки
Хацуми, “омотэ-гьяку-цуки” заменено на “они-кудаки”, поэтому, представляя
Кихон-хаппо-но ката вашему вниманию, мы опишем оба этих варианта, как базовые.
Кроме того, каждая из мягких техник имеет по нескольку правильных вариантов
исполнения, которые мы также посчитали своим долгом показать о во избежание
неувязок и непонимания, которые могут взникнуть у читателя при прочтении
какой-либо другой книги по нин-дзюцу.
Существует выражение, что “Кихон-хаппо
объясняется Кихон-хаппо”. То есть “Восемь базовых движений объясняются
потоком энергии Ки, а поток энергии Ки можно постичь при помощи восьми
базовых движений”. Эту мысль необходимо все время держать в голове при
работе над ката, иначе можно впасть в одну из двух крайностей - либо работать
только над техникой, забывая о Ки, либо чересчур стараться развить в себе
“чувство энергии", часто в ущерб боевым движениям.
Одно из кардинальных отличий
Кихон-хаппо от двух описанных ранее ката в том, что она выполняется только
вдвоем. И дело не только в том, что в ней как базовые движения присутствуют
болевые рычаги и броски. Намного важнее другое - гармония (соединение)
с противником, которая, например, в Го-дай-но ката возможна только на продвинутом
этапе практики.
Чувствование потоков энергии
ки (своих и партнера), которое ученик развивает в процессе работы над Го-дай-но
ката, является неотъемлемой основой Кихон-хапо, без которой эта форма превратится
лишь в пустые движения тела, ничего не давая ученику, кроме элементарных
простеньких приемов.
Однако, если этот момент
не выпущен из поля зрения, очень скоро ученик начинает чувствовать гораздо
более глубокое понимание и как бы окончательное воссоединение со вселенскими
силами, отсутствовавшее в нем ранее. Другими словами, можно сказать, что
Кихон-хаппо дает ученику наибольшее расширение сознания на начальном этапе
практики тай-дзюцу.
Принципы работы с Кихон-хаппо-но
ката в ее парном варианте: вначале очень медленная, плавная, немного “тягучая”
отработка (акцент только на “концовках” движения: ударном касании, блокировании,
точке рывка в выкручивании) с тем, чтобы хорошо запомнить и проработать
непосредственно движения; затем прочувствование “наполненности” техники;
анализ приемов является следующим этапом, завершающимся полным слиянием,
“расстворением” в движении, ведущим к неограниченному числу вариантов действия
и адекватности практического применения.
Дыхание все время должно
оставаться ровным и спокойным. Учащенное дыхание - признак подключения
к работе чисто физической силы, без использования энергии атаки противника.
Это грубейшая ошибка, которую не следует совершать, а если она появляется,
тут же стараться искоренять. В момент наибольшего напряжения используйте
мгновенную паузу в дыхательном цикле (задержку) с напряжением мышц передней
брюшной стенки и опусканием диафрагмы. Это напряжение не должно быть слишком
сильным или слишком долгим - первое отражается на кровяном давлении, второе
- на ритмичности работы сердца; и то, и другое - крайне вредно для
организма.
Следуйте естественности
движений. Постарайтесь добиться чувства “самовозникания” движения ката,
как бы “вытекания” его из предыдущих действий или атаки противника. Спонтанность
использования прорабатываемой техники - вот цель, которой необходимо добиваться
всеми силами. Сделайте технику Кихон-хаппо-но ката своей техникой, своим
ответом на возникающую угрозу.
Теперь перейдем к описанию
самой ката.
Коси - кихон - санпо - но
ката Итимондзи-но камаэ. Вы и ваш партнер стоите в итимондзи-но камаэ (фото
1-2). Нападающий (тори) наносит прямой тычок правой рукой в положении сикан
кэн (кисть руки расположена вертикально) с глубоким шагом вперед.
Отступая чуть назад под
45 градусов внутрь сзадирасположенной ногой, защищающийся (укэ) проводит
дзедан-укэ (защиту верхнего уровня), стремясь поразить запястье противника
с внутренней стороны (фото 3), занимая доно-но камаэ.
После этого, не прерывая
движение, укэ делает шаг правой ногой вперед и наносит удар китэн кэн по
шее противника (фото 4-6). Стопа сзадирасположенной ноги слегка скользит
по кругу наружу в сторону правой ноги. Необходимо помнить о том, что кисть
ударной руки касается цели раньше, чем одноименная нога твердо станет на
землю - иначе в ударе не будет необходимой силы.
Коси-кихон-санпо-но ката
Хите-но камаэ
Тори стоит в доко-но камаэ,
а укэ - в хите-но камаэ (фото 7).
Как в предыдущем движении,
тори проводит атаку прямым ударом в положении сикан кэн правой рукой. Укэ,
не изменяя своего камаэ, проводит левой рукой гэдан-укэ (защиту нижнего
уровня) (фото 8-9) и тут же, слегка скользя на опорной ноге вперед (подавая
вес тела на противника), наносит ценпо соку гьяку кэри в подмышку тори
левой ногой (фото 10-11). Выполнение этих двух последовательных движений
должно слиться в одно непрерывно проводимое действие.
Следующее движение несколько
трудно для новичков в координационном отношении. Как только ударная нога
опускается на землю, правая нога устремляется вперед, причем это движение
не должно иметь ни доли секунды паузы, однако, и не выглядеть прыжком.
С шагом правой ноги вперед наносится ура-сюто китэн кэн (удар ребром руки
изнутри наружу) по правой стороне шеи или горлу противника (фото 12-16).
Это движение, если оно выполнено
правильно, настолько мощное, что не только поражает противника, но и отбрасывает
его на достаточно большое расстояние назад. Левая рука, ранее проводившая
гэдан-укэ, при ударе правой рукой может провести и удерживать захват правой
руки тори (фото 17), что создает эффект удерживания цели и еще больше увеличивает
силу поражения.
Коси-кихон-санпо-но ката. Дзюмондзи-но
камаэ.
Тори стоит в доко-но камаэ, укэ
занимает дзюмондзи-кихон-но камаэ (фото 18).
Тори атакует укэ правым фудо кэн
(обычный кулак) аналогично предыдущим движениям. Укэ отступает назад-внутрь
под 45 градусов и проводит дзедан-укэ, одновременно поднимая правую руку
к голове, занимая доко-но камаэ (фото 19). Не останавливаясь, он переносит
вес тела на впередирасположенную левую ногу и рукой, проводившей защиту,
наносит дугообразный тычок боси кэн в подмышку противника (фото 20-23).
Без паузы ударная рука принимает положение сяко кэн (когти) и поднимается
на уровень лица тори, угрожая его глазам (это движение имеет две основные
функции - контроль рук противника в случае повторной атаки - фото 24 и
опережающая атака в лицо - фото 25, если противник замешкался с повторной
атакой).
Шагая вперед, тори повторяет атаку
левой рукой. Укэ проводит все те же движения, но с другой стороны (фото
26-29).
После завершения контратаки, укэ
отступает назад правой ногой, разрывая дистанцию и занимая косэй-но камаэ
(фото 30).
|
|
Фото 1 |
Фото 2 |
|
|
Фото 3 |
Фото 4 |
|
|
Фото 5 |
Фото 6 |
|
|
Фото 7 |
Фото 8 |
|
|
Фото 9 |
Фото 10 |
|
|
Фото 11 |
Фото 12 |
|
|
Фото 13 |
Фото 14 |
|
|
Фото 15 |
Фото 16 |
|
|
Фото 17 |
Фото 18 |
|
|
Фото 19 |
Фото 20 |
|
|
Фото 21 |
Фото 22 |
|
|
Фото 23 |
Фото 24 |
|
|
Фото 28 |
Фото 29 |
|
Фото 30 |
В. Момот
Продолжение следует...
Используются технологии
uCoz