На главную страницу Коллекция учебных материалов Учебные видеофильмы по карате Сетокан
 

Техника карате Шотокан

       ЧАСТЬ 1
 
          Среди многих систем единоборств ярко выделяется каратэ - японское искусство пустой руки, то есть техника защиты и нападения без оружия. Каратэ развивалось на Окинаве на основе китайских северной и южной школ кулака и имело множество наименований, пока один из реформаторов боевых искусств начало нашего столетия Гитин Фунакоши вместе со своими соратниками не вспомнил о "каратэ" - буквально "китайская рука". Правда, впоследствии иероглиф "каратэ" - "китайская рука" был изменен на другой - "пустая рука". Немного позднее появилось и понятие "до" - путь, смысл которого заключается в постоянном совершенствовании тела и духа, хотя современные мастера снова возвращаются к первоначальному наименованию, говоря, что "каратэ-до" занимаются и постигают в основном лишь в монастырях.
          Гитин Фунакоши, создавая школу каратэ "Шотокан", видел перед собой универсальную систему для людей любого телосложения и возраста, ведь известно, в основу Шотокан вошли две школы: жесткая - серей-рю и более мягкая, но пластичная-серин-рю. Школа "Шотокан" каратэ-до считается наиболее многочисленной среди остальных школ. Эмблемой Шотокан являются вписанные в круг красное солнце и белый полумесяц, а тотемный символ - тигр с приподнятой правой лапой.
         В Шотокан прослеживается стройная система построения занятий, постепенного перехода от простого к сложному. С начала и до конца тренировки культивируется воинский строгий подход, присущий в основном всем японским направлениям боевых искусств. Занятие начинается с поклона: приветствие залу или дань уважения всем мастерам, древним и нынешним, которые пролили много крови и пота, чтобы достигнуть высшего мастерства; приветствие  учителю или простому инструктору, проводящему занятия; и, наконец, приветствие друг другу.
         Впрочем, в традиционных школах приветствие с поклоном присутсвовало в любой технике защиты и нападения как стоя, так и сидя, формируя особый характер и дисциплину. В Шотокане, как и во многих традиционных школах каратэ, в первые месяцы занятий большее время уделяется развитию гибкости, силы и укреплению ударных частей тела человека относительно освоения базовой техники. В базовую технику входило освоение стоек - Дачи-Вадза, удары руками - Атэ-Вадзе, защитные дествия - Укэ-Вадза и лишь через месяц или два после начала занятий начиналось изучение ударов ногами Гэри-Вадза.
 Это было связано, во-первых, с постепенным овладением отдельными ударами и блоками, а также с тем, что ноги, естественно, требуют больше внимания в плане гибкости и укрепления суставов, связок во избежании травм.
         Начальные удары и блоки подчиняются определенному геометрическому закону, о чем будет сказано ниже. Но даже в технике ударов руками "Атэ-Вадза" идет разделение на Учи-Вадза и Цуки-Вадза. Учи - означает технику нанесения ударов рукой как лезвием ножа, а цуки - технику нанесения ударов как острием ножа. В традиционном Шотокане применялись удары ногами и руками только в определенные зоны тела человека, но которые с развитием спортивного варианта каратэ стали изменять свой смысл или отошли в чисто прикладной аспект спецслужб. Любая тренировка начиналась с пробежки, причем здесь допускались различные вариации: бег с вращением, бег спиной вперед, бег с прыжками вверх; так называемый гусиный шаг попеременно то левым, то правым боком, а затем спиной и, наконец, прыжки из приседа в длину вперед. Иногда разминка бегом заменялась на прыжковые упражнения на месте: с прямыми ногами вперед, назад и в стороны, из положения приседа вверх, где то колени касались груди, то пятки ягодиц.
           Затем разминали шею, вращая влево и вправо, наклоняя вперед, назад и поворачивая попеременно в стороны. Закончив разогревать область шеи, активно вращали сжатые в кулаки кисти рук по часовой и против часовой стрелки, как показано на снимках, причем также применялись различные покачивания кистей в стороны, а иногда просто сжимали и разжимали с силой, не только разогревая суставы, но и укрепляя их. Вращали предплечьями, разогревая локтевой сустав, при этом локти оставались неподвижными. И, наконец, делали круговые движения прямыми руками, постепенно увеличивая скорость вращения то вперед, то назад, разминая плечи (фото 1-6, 7).
          Рывками прямых рук назад, попеременно то поднимая, то опуская правую и левую руку, оказывали воздействие на позвоночник, но руки, как видно на снимке 8, как бы являлись продолжением одна другой и сливались в одну линию. Повороты корпуса в стороны с прямыми руками также воздействовали на позвоночник, прихватывая грудь и косые мышцы живота (фото 9).       Вращение бедрами в различных направлениях не только разминало тазобедренные суставы, но и готовило тело к нанесению ударов, причем плечи и руки при вращении оставались неподвижными (фото 10). Наклоны вперед растягивали мышцы и связки ног, подготавливая их к более сложным упражнениям, при этом ноги в коленях не гнулись (фото 11).
Далее из позиции приседа шло вращение корпуса, увеличивая гибкость позвоночника и дополнительно разминая тазобедренный сустав (фото 12, 13), причем в положении корпуса назад вдыхали, а при наклоне выдыхали. Затем из позиции выставленной вперед одной ноги выполнялись подъемы другой, согнутой в колене, с хлопком в грудь и в плечо (фото 14 - 15).
         Махи прямых ног вперед с натяжением пальцев ног на себя и вбок со сжатием пальцев (фото 16), увеличавая тем самым натяжение мышц и сухожилий. И из позиции полуприседа вращали коленями, ставя ступни вместе или на ширине бедер (фото 17,18). Отставляя одну из ног, вращали ступню, то поднимая, то опуская пятку, тем самым заканчивая предварительное разминание и разогрев тела стоя (фото 19).
         Далее выполнялась более углубленная проработка мышц и сухожилий на гибкость в положении сидя, как бы начиная второй этап разминки. В положении сидя, ноги врозь производили наклон поочередно к правой, вперед и к левой ноге, при наклоне выдыхая, что вело к дополнительному расслаблению мышц, носки при этом были натянуты на себя и ноги, как уже рассматривалось выше, в коленях не гнулись (фото 20, 21). Упражнение наклон в позиции ноги вместе, носки на себя как бы продолжало предыдущее, увеличивая нагрузку на колени (фото 22).
          Сгибали одну из ног, образуя прямой угол, выполняли наклоны вперед к прямой ноге, вбок и согнутой и, наконец, туловище клали на пол или скручивали (фото 23, 24, 25, 26). Клали ногу на локтевой сгиб и активно вращали ступню в различных направлениях, дополнительно развивая гибкость ступни и предохраняя от всяческих травм при исполнении технических приемов (фото 27). Прижимали ступню к груди и к голове, а иногда и клали за голову, увеличивая гибкость колена и бедра. Затем выпрямляли ногу, натягивая мышцы и сухожилия, при этом выделяя ударную часть ступни для лучшего эффекта (фото 28, 29).
         Складывая ноги, упирались ступнями и, взявшись за голени, локтями разжимали колени, пытаясь колени прислонить на пол. Далее, взявшись за пальцы ног, прислоняли голову или грудь к ступням, делая расслабляющий выдох (фото 30, 31). Следует заметить, что иногда партнер просто вставал на колени упражняющемуся и скручивал корпус попеременно в каждую сторону. Ложась на пол, поднимали ноги, укрепляя мышцы живота, и выполняли различные движения, которые мы привыкли называть ножницы, кстати, расстояние между пятками и полом обычно было 10 см (фото 33). Затем забрасывали ноги за голову и постепенно опускали в исходное положение, увеличивая подвижность позвонков (фото 34).
         Выставив руки в стороны, укрепляли косые мышцы живота, перенося ноги из одной стороны в другую (фото 35). Далее выполнялись так называемые полушпагаты для развития более глубокой гибкости суставов ног, вначале шла проработка нижней части ноги с натяжением пальцев ног для большего эффекта (фото 36), затем для внутренней, причем ступня полностью находилась на полу и, наконец, для наружной части ноги, при этом пятка была оторвана, а грудь - прямая. Но для большей проработки делали из этого положения наклоны вперед, касаясь головой или грудью пола. Выполнялось упражнение идентичное предыдущему, но ступня полностью касалась пола, с последующим скручиванием корпуса в сторону сзади стоящей ноги с целью подготовки суставов для бокового удара ноги. Конечной частью разминки являлись шпагаты: поперечный и продольный с различным положением корпуса.
         Следует заметить, что данные упражнения на начальном этапе выполнялись по 10 раз в динамике, то есть при выполнении нужно было слегка покачиваться и делать амплитудные движения для достижения определенной гибкости. Времени на разминку уходило 30-40 мин и сюда включались еще и специальные упражнения, которые выполнялись только под наблюдением инструктора. За 2-3 месяца ежедневных занятий можно было достигнуть шпагата и других особо сложных элементов. Затем упражнения приобретали статический характер и разминка сокращалась, больше времени уделялось технике и силовым нагрузкам. Но, естественно, это приходило не сразу, а с увеличением мастерства и совершенствованием психологического состояния человека, сочетаясь с медитативным выполнением упражнений, что сходно с индийскими асанами. Можно привести пример, как перед началом занятий один из мастеров принял исходную позицию и, закрыв глаза, через несколько минут вызвал пот на теле, не выполняя никаких движений, видимо, тело под воздействием мысленной установки переживало всю разминку.
Фото 2 Фото 3 Фото 4 Фото 5 Фото 6
Фото 2 Фото 3 Фото 4 Фото 5 Фото 6
 
Фото 7 Фото 8 Фото 9
Фото 7 Фото 8 Фото 9
 
Фото 10 Фото 11 Фото 12 Фото 13
Фото 10 Фото 11 Фото 12 Фото 13
 
Фото 14 Фото 15 Фото 16 Фото 17 Фото 18
Фото 14 Фото 15 Фото 16 Фото 17 Фото 18
 
Фото 19 Фото 20 Фото 21
Фото 20 Фото 21
Фото 22 Фото 23
Фото 19 Фото 22 Фото 23
 
Фото 24 Фото 25 Фото 26
Фото 24 Фото 25 Фото 26
Фото 27 Фото 28 Фото 29
Фото 27 Фото 28 Фото 29
 
Фото 30 Фото 31 Фото 32
Фото 30 Фото 31 Фото 32
Фото 33 Фото 34 Фото 35
Фото 33 Фото 34 Фото 35
Фото 36
Фото 36
 
 С.А.Литвинов

Продолжение следует...
Учебные видеофильмы по карате Сетокан
Используются технологии uCoz