В боевых искусствах
названия стоек обычно определяются по положению ног и корпуса. При работе
с оружием каждое положение его может быть характерно определенной позиции,
обеспечивающей максимальную эффективность того или иного технического действия.
Здесь, конечно, руки и положение ног одинаково важны, причем, в самом начале
учебного процесса боец должен уделить рукам все внимание. Речь идет о создании
новых рефлексов рук, подразумевая, что база любого боевого искусства к
этому времени хорошо усвоена.
Само собой разумеется,
что все новые движения для рук с использованием оружия вначале пробуются
в естественной фронтальной позиции (Фото 1).
Когда очередное движение для рук будет хорошо получаться, начинайте
его тренировать в других статических положениях тела и ног:
- широкая фронтальная стойка (Фото 2);
- передняя стойка (Фото 3);
- задняя стойка (Фото 4);
- и какая-нибудь скрученная позиция (фото 5).
На этих фотографиях демонстрируются всем известные классические позиции,
изучаемые в большинстве стилей, как базовые.
После
того, как вы опробуете движения нунчаку в этих положениях на обе руки с
использованием бедер, следующим шагом в вашем развитии должна стать тренировка
этого же технического приема в движении. Работайте с теми же позициями,
передвигаясь в стороны, наступая и отступая. Проводите эту работу, помня
о двух главных шагах: скользящем перемещении и бросковом. Разница между
ними существенная, но они не заменяют друг друга.
Отличительной
особенностью скользящего перемещения является одновременность атаки и шага.
Когда боец заканчивает передвижение и принимает фиксирующее положение ног,
в этот момент следует атака оружием. На рисунках дается пример этому действию.
Боец из левосторонней передней позиции делает наступающий скользящий шаг
правой ногой вперед. Нунчаку находится в положении правого подмышечного
захвата (рис. 1 - 3). Одновременно с заключительной фазой шага следует
атака вертикальным хлыстом, после чего свободная рукоятка нунчаку вновь
возвращается в положение подмышечного захвата (рис. 4 - 6).
Отличительной
особенностью броскового шага является первичность атаки движению ног. Здесь
атака заканчивается раньше, чем начинается движение ног. Тот же вертикальный
удар из-под мышки с обратным возвращением боец демонстрирует теперь из
правосторонней передней позиции (рис. 7). Импульсивно он начинает атаку
оружием и задает импульс всему телу, как бы бросая его вперед (рис. 8).
Свободная же рукоятка нунчаку принимается обратно подмышку, а правая нога
только еще оторвалась от земли (рис. 9). Затем она ставится на землю и
потом подтягивается левая нога (рис.10).
Движения рук
и ног, перемещения тела, как в скользящем, так и в бросковом шаге очень
быстры. Если у вас не получается сразу комбинирование движений ног и рук
с оружием, добейтесь сначала совершенной работы одних ног. Когда все движения
будут скоординированы и вы добьетесь трех принципов (точность, скорость,
сила), как в статических стойках, так и в любых движениях, выученный технический
прием выносите в сферу четвертого принципа - уплотнение всей техники. Это
то состояние, когда нунчаку одинаково хороша в любом положении. К пониманию
четвертого принципа идут годы. Начиная свою карьеру с оружием, может быть,
не нужно каждое вновь открываемое движение рук переносить через все ступени
сразу. Теория четырех принципов только теория.
Говоря о положениях
тела, следует сказать, что с оружием все они приобретают иной смысл. И
само оружие теперь также зависит от положения тела. В самом начале учебного
процесса, когда новые технические приемы для рук вам приходится выполнять
во фронтальной естественной позиции, зависимость эта не так заметна. Однако
с началом работы в других стойках проблема становится очевидной. Это тем
более относится к жизненным реалиям, когда бой придется вести в любой (левосторонней
или правосторонней) позиции. Здесь положение оружия четко регламентировано
по отношению к телу. Оно может быть трех типов:
- одноименным. Как правило, по
отношению к впередистоящей ноге и реже по отношению ко вперед повернутому
боку, выдвинутому плечу или выставленной руке (фото 6);
- разноименным (фото 7) и
- фронтальным или центральным, когда
положение ног не оказывает существенного влияния на действие рук (фото
8).