На главную страницу Коллекция учебных материалов Учебные видеофильмы по ниндзюцу
 

Ниндзюцу

       ЧАСТЬ 1       Кихон-хаппо-но ката - ката восьми основ

         Ката “Восьми основ” или “Восьми основных (базовых) техник" - третья по важности ката “Тогакурэ-рю нин- дзюцу". В ее названии скрыто несколько мистических значений, главным из которых является “Способ (метод) овладения течением Ки”.
        Действительно, при работе над этим ката ученик углубляет и совершенствует свое умение направлять и пропускать сквозь себя поток Вселенской энергии, одновременно овладевая новыми для себя базовыми движениями.
        Число 8 в метафизике Востока ассоциируется с бесконечностью.  Практически во всех боевых искусствах, таких, как каратэ, айкидо, кэндо и т.д. присутствуют упражнения, техники или ката, включающие в себя понятие "Хаппо” - “Восемь методов” или “Восемь сторон”: Хаппо-ундо в айкидо, Хаппо-кири в кэндо и др.
        Считается, что тот, кто может победить восемь противников, может сражаться с любым количеством врагов, поскольку более восьми человек просто не смогут приблизиться к воину одновременно.
        Кроме того, “На восемь сторон света” на Востоке означает “Во всех направлениях”, то есть мастер, овладевший движениями Хаппо, может действовать во всех направлениях, под любым углом и т.д. Естественно, что его Ки также распространяется намного более совершенно, чем при простом выпуске его прямым однонаправленным потоком.
       Масааки Хацуми рекомендует выполнять движения Кихон-хаппо как можно чаще, отмечая при этом, что именно эта ката дает ученику полное расширение сознания, становясь “источником единой бесконечной цепи возможностей”. “Любая отдельная техника из восьми техник Кихон-хаппо должна развиться в восемь или более других техник. Недостаточно просто уметь выполнять одно ката” - говорит Великий Мастер.
        Кихн-хаппо-но ката состоит из двух меньших форм - Коси-кихон-санпо-но ката и Хосю-кихон-гохо-но ката. В свою очередь, Коси-кихон-санпо делится на три связки, выполняемых из трех различных камаэ: итимондзи, хите и дзюмондзи. Основная техника - это удары китэн кэн, ура сюто, боси кэн, ценпо кэри. Другими словами, Коси-кихон-санпо - это “ударная” или “жесткая” часть Кихон-хаппо.
        Хосю-кихон-гохо состоит из пяти “мягких” техник: омотэ-гьяку, ура-гьяку, мусо-дори, муса (годзя)-дори и омотэ-гьяку-цуки. В последнем варианте Кихон-хаппо, представленном Масааки Хацуми, “омотэ-гьяку-цуки” заменено на “они-кудаки”, поэтому, представляя Кихон-хаппо-но ката вашему вниманию, мы опишем оба этих варианта, как базовые. Кроме того, каждая из мягких техник имеет по нескольку правильных вариантов исполнения, которые мы также посчитали своим долгом показать о во избежание неувязок и непонимания, которые могут взникнуть у читателя при прочтении какой-либо другой книги по нин-дзюцу.
       Существует выражение, что “Кихон-хаппо объясняется Кихон-хаппо”. То есть “Восемь базовых движений объясняются потоком энергии Ки, а поток энергии Ки можно постичь при помощи восьми базовых движений”. Эту мысль необходимо все время держать в голове при работе над ката, иначе можно впасть в одну из двух крайностей - либо работать только над техникой, забывая о Ки, либо чересчур стараться развить в себе “чувство энергии", часто в ущерб боевым движениям.
        Одно из кардинальных отличий Кихон-хаппо от двух описанных ранее ката в том, что она выполняется только вдвоем. И дело не только в том, что в ней как базовые движения присутствуют болевые рычаги и броски. Намного важнее другое - гармония (соединение) с противником, которая, например, в Го-дай-но ката возможна только на продвинутом этапе практики.
        Чувствование потоков энергии ки (своих и партнера), которое ученик развивает в процессе работы над Го-дай-но ката, является неотъемлемой основой Кихон-хапо, без которой эта форма превратится лишь в пустые движения тела, ничего не давая ученику, кроме элементарных простеньких приемов.
        Однако, если этот момент не выпущен из поля зрения, очень скоро ученик начинает чувствовать гораздо более глубокое понимание и как бы окончательное воссоединение со вселенскими силами, отсутствовавшее в нем ранее. Другими словами, можно сказать, что Кихон-хаппо дает ученику наибольшее расширение сознания на начальном этапе практики тай-дзюцу.
        Принципы работы с Кихон-хаппо-но ката в ее парном варианте: вначале очень медленная, плавная, немного “тягучая” отработка (акцент только на “концовках” движения: ударном касании, блокировании, точке рывка в выкручивании) с тем, чтобы хорошо запомнить и проработать непосредственно движения; затем прочувствование “наполненности” техники; анализ приемов является следующим этапом, завершающимся полным слиянием, “расстворением” в движении, ведущим к неограниченному числу вариантов действия и адекватности практического применения.
        Дыхание все время должно оставаться ровным и спокойным. Учащенное дыхание - признак подключения к работе чисто физической силы, без использования энергии атаки противника. Это грубейшая ошибка, которую не следует совершать, а если она появляется, тут же стараться искоренять. В момент наибольшего напряжения используйте мгновенную паузу в дыхательном цикле (задержку) с напряжением мышц передней брюшной стенки и опусканием диафрагмы. Это напряжение не должно быть слишком сильным или слишком долгим - первое отражается на кровяном давлении, второе - на ритмичности работы сердца; и то, и другое  - крайне вредно для организма.
        Следуйте естественности движений. Постарайтесь добиться чувства “самовозникания” движения ката, как бы “вытекания” его из предыдущих действий или атаки противника. Спонтанность использования прорабатываемой техники - вот цель, которой необходимо добиваться всеми силами. Сделайте технику Кихон-хаппо-но ката своей техникой, своим ответом на возникающую угрозу.
        Теперь перейдем к описанию самой ката.
        Коси - кихон - санпо - но ката Итимондзи-но камаэ. Вы и ваш партнер стоите в итимондзи-но камаэ (фото 1-2). Нападающий (тори) наносит прямой тычок правой рукой в положении сикан кэн (кисть руки расположена вертикально) с глубоким шагом вперед.
        Отступая чуть назад под 45 градусов внутрь сзадирасположенной ногой, защищающийся (укэ) проводит дзедан-укэ (защиту верхнего уровня), стремясь поразить запястье противника с внутренней стороны (фото 3), занимая доно-но камаэ.
        После этого, не прерывая движение, укэ делает шаг правой ногой вперед и наносит удар китэн кэн по шее противника (фото 4-6). Стопа сзадирасположенной ноги слегка скользит по кругу наружу в сторону правой ноги. Необходимо помнить о том, что кисть ударной руки касается цели раньше, чем одноименная нога твердо станет на землю - иначе в ударе не будет необходимой силы.
        Коси-кихон-санпо-но ката Хите-но камаэ
        Тори стоит в доко-но камаэ, а укэ - в хите-но камаэ (фото 7).
        Как в предыдущем движении, тори проводит атаку прямым ударом в положении сикан кэн правой рукой. Укэ, не изменяя своего камаэ, проводит левой рукой гэдан-укэ (защиту нижнего уровня) (фото 8-9) и тут же, слегка скользя на опорной ноге вперед (подавая вес тела на противника), наносит ценпо соку гьяку кэри в подмышку тори левой ногой (фото 10-11). Выполнение этих двух последовательных движений должно слиться в одно непрерывно проводимое действие.
        Следующее движение несколько трудно для новичков в координационном отношении. Как только ударная нога опускается на землю, правая нога устремляется вперед, причем это движение не должно иметь ни доли секунды паузы, однако, и не выглядеть прыжком. С шагом правой ноги вперед наносится ура-сюто китэн кэн (удар ребром руки изнутри наружу) по правой стороне шеи или горлу противника (фото 12-16).
       Это движение, если оно выполнено правильно, настолько мощное, что не только поражает противника, но и отбрасывает его на достаточно большое расстояние назад. Левая рука, ранее проводившая гэдан-укэ, при ударе правой рукой может провести и удерживать захват правой руки тори (фото 17), что создает эффект удерживания цели и еще больше увеличивает силу поражения.
       Коси-кихон-санпо-но ката. Дзюмондзи-но камаэ.
       Тори стоит в доко-но камаэ, укэ занимает дзюмондзи-кихон-но камаэ (фото 18).
       Тори атакует укэ правым фудо кэн (обычный кулак) аналогично предыдущим движениям. Укэ отступает назад-внутрь под 45 градусов и проводит дзедан-укэ, одновременно поднимая правую руку к голове, занимая доко-но камаэ (фото 19). Не останавливаясь, он переносит вес тела на впередирасположенную левую ногу и рукой, проводившей защиту, наносит дугообразный тычок боси кэн в подмышку противника (фото 20-23). Без паузы ударная рука принимает положение сяко кэн (когти) и поднимается на уровень лица тори, угрожая его глазам (это движение имеет две основные функции - контроль рук противника в случае повторной атаки - фото 24 и опережающая атака в лицо - фото 25, если противник замешкался с повторной атакой).
       Шагая вперед, тори повторяет атаку левой рукой. Укэ проводит все те же движения, но с другой стороны (фото 26-29).
       После завершения контратаки, укэ отступает назад правой ногой, разрывая дистанцию и занимая косэй-но камаэ (фото 30).
 
Фото 1 Фото 2
Фото 1 Фото 2
Фото 3 Фото 4
Фото 3 Фото 4
Фото 5 Фото 6
Фото 5 Фото 6
Фото 7 Фото 8
Фото 7 Фото 8
Фото 9 фото 10
Фото 9 Фото 10
Фото 11 Фото 12
Фото 11 Фото 12
Фото 13 Фото 14
Фото 13 Фото 14
Фото 15 Фото 16
Фото 15 Фото 16
Фото 17 Фото 18
Фото 17 Фото 18
Фото 19 Фото 20
Фото 19 Фото 20
Фото 21 Фото 22
Фото 21 Фото 22
Фото 23 Фото 24
Фото 23 Фото 24
Фото 25 Фото 26 Фото 27
Фото 25 Фото 26 Фото 27
Фото 28 Фото 29
Фото 28 Фото 29
Фото 30
Фото 30

 В. Момот


Продолжение следует...
Учебные видеофильмы по ниндзюцу
Используются технологии uCoz